Радиодетали

Адаптация

Собираемся в детский сад

Уважаемые родители!

         Вы сейчас вступаете в важный период вашей жизни и жизни  вашего ребенка – он идет в детский сад. И для того, чтобы адаптация его к новым условия прошла как можно спокойнее и быстрее, вы должны знать побольше об особенностях этого сложного периода.

       В возрасте 1,5  - 3 лет у ребенка всё взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и нервно-психическое  развитие. Это самый благодатный возраст -  наиболее ощутимы изменения: малыш начал  разговаривать, сам собирать или разбирать пирамидку, задавать первые вопросы: «ПОЧЕМУ?», «КУДА?». И это далеко не все.  Необходимое развитие малыш получает через игрушки, самое важное занятие для него – игра. И родителям важно понять, что добиваться желаемого можно  через предложение: «Давай поиграем!» В детском саду мы постоянно играем с детьми,  потому что именно в  игре они знакомятся с  окружающим миром, изобразительной деятельностью, конструированием, художественной литературой. В игре же происходит и развитие  речи малышей.

         Для каждого родителя именно его ребенок самый лучший, самый умный. Но вот его отдают в детский сад. Естественно, что у мамы с папой возникают первые переживания, связанные с детским садом.  А как ребенок привыкнет?  Понравится ли ему?...

         Обычно период адаптации детей к условиям детского сада не превышает двух месяцев. Но для того, чтобы он прошел без   лишних потрясений, мы все должны  постараться максимально избавить  новичков от травмирующих факторов.

Что же для этого нужно?

  1. Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад,  там ему будет хорошо,  о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошел в садик".
  2. Режим дня ребенка -  это еще один важный пункт привыкания. Чтобы адаптация  проходила благополучно, уже сейчас нужно приучать малыша к режиму дня, сходному в большей степени с режимом  детского сада: завтрак  в 8.40, обед в 12.00, сон  с 12.40 до 15.00,  ужин в 16.00, укладывание на ночь не позднее 21 – 22 часов. И стараться максимально придерживаться этого режима.
  3. Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, желательно заранее приучить его к горшку, отучить от пустышки.

     Вот мы и подошли к самому главному: все документы готовы, и ребенок и родители настроены идти в  садик, к детям.

         1 день  - Вы приводите ребенка утром и забираете через 2 часа. ( И так продолжается в течение 2 – 3 дней).

       Затем Вы  отставляете ребенка до обеда (в течение нескольких дней). МЫ наблюдаем за ним и в  зависимости от его поведения (привыкания, эмоционального настроя) сообщаем Вам, когда лучше будет оставить его  на дневной сон, а потом уже и на целый день.

         Но вот ребенок заплакал, и у родителей возникает вопрос: «Как быть?» Да ведь  это очень хорошо, что малыш плачет, большую тревогу вызывают  тихие, «равнодушные» дети, ведь они все переживания держать в себе. Ребенок плачет – и успокаивается эмоционально, он дает «сигнал» обратить на него внимание. Со всей  ответственностью можно сказать, что плачущие дети в будущем посещают детский сад с большим удовольствием, чем тихие и спокойные.

         Первые занятия и знакомства со специалистами проходят у нас в группе, поэтому малыши к новым людям привыкают  постепенно.

         В процессе нашего с Вами общения будут возникать различные вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь, подходите к нам и спрашивайте. Мы с удовольствием на них ответим, а если нужно, проведем и консультацию, прислушаемся и к Вашим пожеланиям и советам. Не держите вопросы  в себе, не надейтесь на советы знакомых. С Вами и Вашими детьми будут работать опытные педагоги.

         И в заключение хочется пожелать Вам успехов в воспитании Ваших малышей. Любите их безусловной любовью, просто за то, что они у Вас есть. Удачи вам!

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

     Ваш малыш подрос, и уже недалек тот день, когда вы приведете его в детский сад. Многие из вас волнуются, тревожатся о том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он  болеть, капризничать,  расстраиваться при расставании с близкими, домом.  Эти волнения и тревоги закономерны, так как  поступление  в детский сад – сложный период  в жизни маленького  ребенка, своеобразный экзамен  его психики, здоровья.

     В условиях семьи малыш  привык  к установленному распорядку жизни, к определенной  обстановке, способам обращения с ним. У ребенка  сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.

     Для нас с вами, людей взрослых, перемена обстановки, встречи с новыми лицами – дело привычное, часто привлекательное.  Иное дело – ребенок первых лет жизни. Его жизненный опыт  невелик,  и приспособление  к новым  условиям сопряжено с трудностями,  так как любое  приспособление  к новым условиям  требует  разрушение некоторых  сложившихся  ранее связей и быстрого образования новых. В раннем возрасте  это особенно сложная задача.

     Малыш тяжело переносит даже временную разлуку с родителями, домом и привычным для него укладом жизни. Он часто отказывается от общения с незнакомыми людьми.

     Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда и пугает новая обстановка: большая гулкая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые – воспитатели и няня. На первых порах  непривычен и уклад жизни в детском  саду: иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость соблюдения правил поведения, установленных в группе.

     На эти перемены в жизни малыши отвечают, как говорил И.П. Павлов, реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они упорно не хотят покидать дом, а у дверей детского сада в страхе  прижимаются к родителям.

     Таким образом, период адаптации – тяжелое время для малыша, его родителей, персонала группы.  В среднем длительность  адаптации у детей раннего возраста длится около месяца. Но даже такой короткий срок для ребенка далеко не  безобиден.

     В детском саду  дети заболевают чаще, чем дома. Это и понятно, так как в группе может быть заболевший ребенок, который становится источником инфекции для других малышей. В период адаптации возможность заболевания ребенка, особенно трудно привыкающего  к новым условиям, возрастает, поскольку под влиянием эмоционального напряжения снижаются защитные силы организма.

     Опыт показывает,  что сложнее и длительнее  протекает процесс адаптации у детей ослабленных,  страдающих аллергией, рахитом, частыми ОРЗ. И наоборот,  безболезненнее  осваиваются в детском саду дети здоровые, физически крепкие. Они быстрее приобщается к жизни в коллективе сверстников.

     Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ  жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим  людям -  причины, тормозящие  образование у малыша умения контактировать с незнакомыми взрослыми. А это значит, что в первые дни пребывания в детском саду он будет негативно относиться к воспитателям, няне, что усложнит уход за ним.

     Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных  родственников, легко вступают в контакт с воспитателями, няней и другими детьми. У таких детей, как правило,  адаптационный период  длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются с персоналом группы.

     Плохо приспосабливаются  к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя». Ребенок,  у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом  усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня  пребывания в детском саду.

     Итак, общая задача  педагогов и родителей – помочь  ребенку  по возможности  безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная  работа в семье:

  • необходимо  максимально приблизить  домашний режим к распорядку дня в детском саду
  • важно упорядочить  часы сна и бодрствования
  • при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность
  • желательно чтобы вы познакомились с меню детского сада и приучили  детей к блюдам, включенным в него
  • учите детей есть разнообразную пищу, тщательно жевать, после еды пользоваться салфеткой

     О предстоящем поступлении в детский сад говорите с ним как о радостном событии.  Внушайте малышу, что ему будет хорошо в детском саду, что его ждут добрые воспитатели, веселые дети, много игрушек. В присутствии малыша воздержитесь от высказывания своих опасений  по поводу того, сможет ли он спокойно к расстаться с домом, чем его будут кормить, как одевать и т.д. Чтобы развеять свои сомнения и тревогу ребенка, предварительно посетите  группу.  Лучше привести  малыша, когда дети гуляют или играют в групповой комнате.

     Группа комплектуется постепенно, поэтому персоналу легче уделить больше внимания новичку. Но в первые дни  лучше оставлять ребенка на 1 – 2 часа, увеличивая время пребывания до послеобеденного сна, до полдника, а затем до вечера.

     В адаптационный период разрушение любых привычек, в том числе и вредных (сосет палец, не засыпает без соски или пения, любит быть на руках взрослых и т.п.), нежелательно, так как осложнит процесс  приспособления к новым условиям. Если к моменту поступления  малыша в детский сад Вам не удалось отучить его от вредных привычек, предупредите об этом воспитателя.

     В заключение  следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

 Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ

1. По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми, обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.

2. Помочь ребенку разобраться  в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в игру.

3. Развивать подражательность в действиях: «полетаем, как воробушки, попрыгаем как зайчики».

4. Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

5. Не высказывать сожаления  о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Некоторые  родители видят, ребенок недостаточно  самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит  оттого, что взрослые не готовы оторвать от себя ребенка.

6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

  • Самостоятельно садиться на стул;
  • Самостоятельно пить из чашки;
  • Пользоваться ложкой;
  • Активно участвовать в одевании, умывании.

Наглядным примером выступают прежде всего сами родители. Требования к ребенку должны быть  последовательны и доступны. Тон, которым сообщается требование, выбирайте  дружественно-разъяснительный, а не повелительный.

         Если ребенок не желает выполнять просьбы, вызывал у вас отрицательные  переживания, сообщите ему о своих чувствах: мне не нравится, когда дети хнычут; я огорчена; мне трудно.

         Нужно соразмерять собственные желания с индивидуальными возможностями ребенка.

         Важно также постоянно поощрять ребенка, давать положительную оценку хотя бы за попытку выполнения просьбы.

         Планируйте  свое время так, чтобы в первые 2 – 4 недели посещения ребенком детского сада у вас была возможность не оставлять его на целый денно. А в первые дни вам необходимо находиться рядом с телефоном и недалеко от территории детского сада.

         В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо  поддерживать уравновешенное  поведение детей.

         Для этого  не посещайте людные места, не принимайте дома шумные компании, не перегружайте  ребенка новой информацией, поддерживайте  дома спокойную обстановку.

         Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка  меняется все: режим, окружающие взрослые и дети, обстановка, пища – очень хотелось бы,  чтобы родители рассказали воспитателям  подробнее о ребенке, его характере, привычках.

         Скорее всего, ваш ребенок  прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей – быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми. Радоваться при встрече с ребенком,  говорить приветливые фразы: я по тебе соскучилась, мне хорошо с тобой.  Обнимайте ребенка как можно чаще.

         Условия уверенности и спокойствия ребенка – это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое соблюдение режима.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…

 ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ  РЕБЕНОК НАЧАЛ ХОДИТЬ В ДЕТСКИЙ САД

  1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.
  2. Приучайте ребенка к детскому саду постепенно.
  3. Не оставляйте ребенка в саду более чем на 8 часов.
  4. Сообщите воспитателям о привычках и склонностях ребенка.
  5. Поддерживайте дома спокойную обстановку.
  6. Не перегружайте  ребенка новой информацией.
  7. Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.

Что делать, если ребенок  плачет при расставании с родителями

  1. Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
  2. Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
  3. Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет.
  4. Принесите в группу свою фотографию.
  5. Придумайте и отрепетируйте несколько способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке)
  6. Будьте внимательны к ребенку, когда забираете  его из детского сада.
  7. После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке. Дайте ребенку возможность поиграть в подвижные игры.
  8. Устройте семейный праздник вечером.
  9. Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
  10. Будьте терпеливы.

 Что делать, если ребенок не хочет идти спать

  1. Замечайте первые признаки переутомления (капризничает, трет глаза, зевает)
  2. Переключайте ребенка на спокойные игры (например, совместное рисование, сочинение историй), попросите  ребенка говорить шепотом, чтобы не разбудить игрушки.
  3. Во время     вечернего туалета дайте ребенку возможность  поиграть с водой.
  4. Оставайтесь спокойным, не впадайте в ярость от непослушания ребенка.
  5. Спойте песенку ребенку перед сном.
  6. Погладьте ребенка перед сном, сделайте ему массаж.
  7. Пообщайтесь с ребенком, поговорите с ним, почитайте книгу.

Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки

  1. Твердо  решите для себя, необходимо ли это.
  2. Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.
  3. Убирайте игрушки вместе.
  4. Убирая игрушки, разговаривайте  с ребенком, объясняя ему смысл происходящего.
  5. Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.
  6. Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.
  7. Учитывайте возраст  и возможности ребенка.

Поиск

Детский сад № 50 Создание сайта компания "Три клавиши"