Радиодетали

Советы специалистов

Психолог

Все дети разные

Все дети разные. И даже органами чувств, которые вроде бы одинаковы у всех, они пользуются по-разному. Один ребенок, попадая первый раз в гости к приятелю, с удовольствием рассматривает рисунок на обоях.  Другой с интересом  прислушивается к звукам, третий торопится  взять в руки мягкую игрушку. Для первого (визуалиста) главной оказывается зрительная информация, для второго ( аудиалиста) важно то, что он слышит. Для третьего (кинестетика) – то, что он чувствует. Эти особенности влияют  на поведение вашего ребенка и даже на восприятие учебного материала.

Если ребенок визуалист

  •     Ему могут не нравиться  прикосновения других людей. Учтите это и не обижайтесь на ребенка, если он недоволен; это не имеет никакого отношения лично к вам
  •     Он больше других детей пугается эмоциональных вспышек окружающих и конфликтов.
  •     Быстрее воспринимает материал, который хорошо иллюстрирован.
  •     Легче приобретает  навыки путем наблюдения
  •     На индивидуальных занятиях его результаты лучше, чем при работе в группе

Если ребенок аудиалист

  •     Любой активности он предпочитает разговор. Может беседовать  даже сам с собой – это нормально.
  •     Вряд ли поймет ваш выразительный взгляд (сердитый, обиженный,  гневный) – ему лучше объяснить словами, что вы чувствуете.
  •     Он хорошо запоминает словесный материал.
  •     Для быстрого приобретения навыков  предложите ребенку комментировать то, что он делает.

Если ребенок кинестетик

  •     Для него больше, чем для других, важны прикосновения, по ним он судит о том, как вы к нему относитесь.
  •     У него чаще, чем у других детей, меняется  настроение, он раним и обидчив.
  •     Лучше всего запоминает информацию в процессе деятельности.
  •     Чтобы он не отвлекался, дайте ему возможность играть активную роль.

 

Как научить ребенка следовать Вашим указаниям

Если вы хотите, чтобы дети как можно раньше научились следовать вашим указаниям,  управлять своим поведением, пытайтесь вводить в повседневную  жизнь ребенка не очень сложные правила. Это поможет ему лучше  ориентироваться в ситуациях, придаст уверенности, избавит вас от чтения бесконечных нотаций.

         Чтобы правила оказались  более эффективными, следует учитывать некоторые  условия:

  • правило должно быть конкретным;
  • одно и то же правило лучше повторять  несколько раз;
  • правило должно быть не только произнесено, но и нарисовано;
  • повторяя правило, постарайтесь, чтобы оно прозвучало не как приказ  или указание, а как доброжелательный совет;
  • формулировка правил должна быть позитивной (лучше сказать «Говори тихо», а не «Не кричи»);
  • обосновывайте для ребенка  применение правила;
  • если ребенок испытывает правило «на прочность», провоцируя вас на окрик или  шлепок, оставайтесь спокойными и «твердыми» в выполнении правила;

взрослые должны неукоснительно выполнять правила, введенные ими.

 

Когда вы выбираете наказание...

«Когда вы выбираете наказание,  успейте взвесить его вред и пользу для ребенка»

(размышляют психологи В.Леви, Ю. Гиппенрейтер и А. Спиваковская)

 Наказание  не должно вредить здоровью  - ни физическому, ни психическому. Более того,  наказание должно быть  полезным.  Наказать – это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.

  1. Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны.  Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
  2. «За один раз – одно!» даже если проступков  совершено сразу невообразимое множество, наказание – только одно,  за все сразу, а не поодиночке за каждый проступок. «Салат» из наказаний – блюдо не для детской души.
  3. Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, проступок, обнаруженный спустя неделю, месяц, а то и год – это чревато риском задержки психического развития.
  4. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала.
  5. Без унижения! что бы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его   чувства достоинства. Если ребенок считает, что с ним обошлись несправедливо, наказание воздействует на него только со знаком «минус», оно больно ранит его чувства самоценности!
  6. Ребенок не должен бояться наказания! Не наказания он должен бояться, не нашего, а нашего огорчения.
  7. Роли «карающего» и «милующего» не должны жестко закрепляться за членами семьи, так как это может приводить к тому, что «милующий» начинает самоутверждаться  за счет карающего «карающего», что вносит смятение в восприятие ребенком семейной иерархии.
  8. Наказание – не за счет лишения любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой  заботы и похвалы. Наказание не должно посеять  сомнение в родительской любви, а наоборот, усилить переживания ребенка, его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят.

 

Своё и чужое

Как надо себя вести с ребенком,  который берет чужие вещи без спроса

  • В первую очередь, необходимо  вести себя так, чтобы ребенок мог вам подражать и быть достойным человеком.
  • Нужно создать все условия, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным родительским вниманием и заботой. Проявлять их не время от времени, а ежедневно.
  • Важно интересоваться друзьями ребенка и стараться понять его выбор.
  • Важно, учитывая доходы семьи,  покупать ребенку достаточное количество игрушек, чтобы избежать попыток воровства.
  • Родителям необходимо устранять причины, вызывающие ревность у ребенка к младшим или старшим братьям и сестрам.
  • Необходимо учить ребенка отличать общественную собственность от личной.
  • Необходимо объяснить ребенку, что означает «свое – чужое» и почему чужое брать нельзя.
  • Разъяснить ребенку, что он может взять чужое, только после того, как получил разрешение на это.
  • Если родители стали невольными свидетелями воровства, то необходимо обо всем честно рассказать ребенку.
  • Необходимо объяснить ребенку, что, если он не сознается в краже, то это повлечет за собой расследование родителей или других взрослых. Рано или поздно воровство раскроется и надо будет все равно отдать украденную вещь. А это все намного неприятнее, чем сразу сказать правду о содеянном.
  • Надо найти вместе с ребенком украденную вещь и вернуть ее, но сделать это так, чтобы малыш не чувствовал позора.
  • Необходимо учить малыша чувствовать ответственность за собственное поведение.
  • Когда ребенок ворует беспричинно и постоянно, необходимо показать его психоневрологу и провести  назначенную коррекцию.
  • Ненужно думать, что с малышом произошло непоправимое и объявлять о чрезвычайном положении в семье, а постараться успокоиться и отыскать возможную причину воровства.
  • Не стоит кричать, ругать,   раздражаться на ребенка, обрушивать  на него шквал отрицательных эмоций.
  • Не стоит также распространяться и рассказывать всем о  том, что произошло, и тем более позорить ребенка прилюдно.
  • Нельзя оставлять без внимания  случившееся и не искать причины воровства.
  • Нельзя невнимательно относиться к жизни и поступкам ребенка.
  • Искренняя  доверительная беседа с ребенком может стать лучшей профилактикой воровства.

 Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Однако в большинстве случаев  все не так страшно:  дошкольника можно отучить брать чужое без разрешения, достаточно, выяснив причины такого поведения,  провести определенные коррекционные мероприятия.

Каковы же могут быть мотивы краж?

Чувство обделенности в чем-то. Если родители не могут позволить купить своему малышу игрушки, которые есть у других детей;

Желание владеть чем-либо. Иногда ребенок кладет в карман игрушку просто по привычке класть в карман, не задумываясь о том, что он совершает что-то неправильное.  Представление «мое» и «чужое» появляется у ребенка после трех лет. В 4-6 лет формируются нравственные привычки, но это не значит, что они уже закрепились.

Желание сделать приятный подарок кому-то из близких.  Этот мотив также связан с непониманием  и незнанием понятий «мое» и «чужое». Можно ли считать воришкой 5-летнего мальчика, который, испытывая  симпатию к своей сверстнице, дарит ей мамины золотые украшения, считая, что эти украшения также принадлежат и ему.

Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи – своеобразная  реакция детей на травмирующие  обстоятельства жизни.  Например, дефицит внимания и любви в семье. Так маленький ребенок, укравший  дома деньги и накупивший на них конфет, может раздать  их другим детям, чтобы таким образом «купить» их  дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить внимание  окружающих единственным возможным, по его мнению, способом.

Желание отомстить из-за недостатка внимания в семье. В педагогической практике есть случаи, когда старшие дети постоянно прятали и выбрасывали вещи своих младших братьев и сестер. Они совершали  это потому, что в семье явно предпочитали им младших сыновей или дочерей и возлагали на них большие надежды, что в итоге  вызывало ревность и желание отомстить родительским любимчикам.

 Ошибки, совершаемые взрослыми в процессе воспитания:

  • Отсутствие последовательности, когда в одной ситуации ребенка могут наказывать, а в другой – «закрывать глаза»  на его проступок;
  • Несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку (такая ситуация характерна для семей, где есть бабушки и дедушки, которые не могут договориться между собой, а также в семье, где мнение мамы и папы вступают между собой в конфликт по поводу того или иного проступка);
  • «двойная мораль», когда действия родителей расходятся с делом;
  • Вседозволенность, которая возникает в условиях воспитания в стиле «кумир семьи», подмены общения материальным обеспечением;
  • Тотальный контроль за поведением и действиями ребенка.

 Педагогическая непоследовательность  родителей стимулирует  ребенка к приспособленчеству, развивает зависимость  от настроения окружающих. Ребенок учится манипулировать мнением взрослых, зная их слабые места.  Это же касается и отсутствия  согласованности  в требованиях, предъявляемых к ребенку. Нежелание или неумение взрослых договориться между собой приводит к открытым или  скрытым конфликтам, которые нервируют  как их непосредственных  участников, так и детей.

         Не надо забывать о личном примере родителей.

         Неумение или нежелание родителей пресекать негативные проявления личности  или характера  ребенка приводит к тому, что он не хочет считаться с мнением других, ориентируясь лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя также, как и в семье, но дети не желают с ними общаться, они становятся причиной ссор и конфликтов.

         Опасный симптом, если ребенок  берет все, что «плохо лежит». Часто он не помнит, когда и у кого взял вещь, не может объяснить, для чего. Это может быть заболеванием, и нужно обратиться к врачу.

 

Поиск

Детский сад № 50 Создание сайта компания "Три клавиши"